Горный Алтай 2004

Воскресенье, Август 15, 2004 17:01
Опубликовано в рубрике Путешествия

Путешествие по горному Алтаю: старый Чуйский тракт, Акташ — Телецкое озеро (перевал Кату-Ярык, Чулышман), Артыбаш — Балыкча, Кош-Агач — Башкаус, Кош-Агач — Джазатор на Шевроле-Нива.

Июль — август 2004-го года.

Не буду описывать всё путешествие, остановлюсь только на нескольких самых интересных моментах.

Старый Чуйский тракт.

Пройден перевал Чике-Таман по старому Чуйскому тракту (и подъем и спуск) — красивая старая дорога, почти полностью заросшая по внешнему краю, из-за чего она уже плохо видно с новой трассы. Состояние дороги хорошее, оползней с внешнего края нет, дорога проходима для любого автомобиля, но при низком дорожном просвете в нескольких местах нужно проявить аккуратность. Современная трасса была открыта в середине 80-х годов.

Начало старого перевала Чике-ТаманСравнение на карте треков старого (желтый) и нового (синий) вариантов прохождения перевала Чике-Таман

Вид со старого перевала Чике-Тамана на новыйСтарый перевал Чике-Таман

Дальше началось самое интересное. У нас, конечно, были с собой точные карты — «генштабовские» 2-х километровки и более поздние карты того же масштаба издательства «Аква». Но еще мы брали в дорогу «Атлас автодорог России» издательства 2002 года. Вот в нем то и заключалось самое интересное. Мы поставили перед собой цель — проверить изображенные в этом атласе дороги «4-й категории» , т.е. движение по которым «не всегда возможно». На самом деле как оказалось потом это получилась проверка самого существования этих дорог. Страшно далеки издатели атласов от народа. 

Дорога Акташ — Телецкое озеро.

Перевал Красные ворота

Дорога к Телецкому озеру проходит через ущелье «красные ворота», после мы встречаем красивое длинной озеро Чейбеккель, которое еще называют «мертвым озером», далее на пути встречается еще несколько озер. Недалеко от «Красных ворот» нас чуть не засыпало небольшим камнепадом, который начался как раз когда мы проезжали это место, тормозить было поздно, пришлось обруливать падающие камни.

'Мёртвое' озероКамнепад на дороге Акташ - Усть-Улаган

Вид с перевала на пути из Акташа в Усть-Улаган

После этого мы проезжаем Усть-Улаган и продолжаем движение вдоль р. Большой Улаган (а не сворачиваем вниз по течению Башкауса, как предлагает атлас). Про «возможность» проезда вдоль Башкауса до Чулышмана я напишу ниже. Далее мы проезжаем через Балыктуюль и направляемся к перевалу Кату-Ярык. Сворот на Кату-Ярык начинается не за 2 км. до Балыктуюля как нарисовано на некоторых картах, а непосредственно в самом населенном пункте, при этом вам предстоит форсировать саму речку Балыктуюль (моста нет, но речка мелкая — 15-20 см.).

Через 2,5 км. после Балыктуюля в конце спуска с небольшого перевала расположены курганы, разворованные как и все остальные курганы на Алтае археологами.

Курганы за БалыктуюльНедалеко от перевала Кату-Ярык Горное озеро (10 км. до перевала Кату-Ярык)

Вскорости дорога идущая по живописным местам приводит нас к перевалу Кату-Ярык. Путеводитель по Горному Алтаю сообщает нам, что перевал в его нынешнем виде построен совсем недавно — несколько лет назад. Перевал достаточно крут — мы были сведетелями того, как переднеприводная машина а следом за ней и микроавтобус были вынужденны высадить пассажиров, т.к. у машин не хватало сил забраться по перевалу. Для Нивы он уже не представляет особой трудности.

Начало перевала Кату-ЯрыкПеревал Кату-Ярык - единственный спуск в долину Чулышмана Долина Чулышмана

С вершины перевала открывается вид в живописную долину Чулышмана. Но если вы захотите побывать в верхнем течении этой реки, то путь через кату-Ярык не для вас: дорога вдоль реки вверх по течению обрывается буквально через километр. В этом месте Чулышман вплотную подходит к горма окаймляющим долину. Дальше идет только конная тропа. Путь в верховья Чулышмана лежит от Усть-Улагана к населенному пункту Язула. Об этой дороге я напишу позднее.

Дороги вверх по Чулышману от перевала Кату-Ярык нетВодопад в долине Чулышмана Карта расположения 'Каменных грибов' в районе впадения Чульчи в Чулышман

Горы окружающие долину реки усыпаны водопадами высотой до 80 м. По мере продвижения к Телецкому озеру горы становятся менее крутыми, но нам еще предстоит увидеть несколько достопримечательностей. Они расположены около впадения в Чулышман реки Чульча. Первое это Чульчинские водопады: чтобы добраться до них необходимо переправится через Чулышман и подняться вверх по Чульче около 8? км. Второе — каменные грибы, расположены в горах, тоже с противоположной от дороги стороны Чулышмана в конце долины впадения Чульчи. Так как сами мы их очень долго искали, приведу космический снимок с местом их расположения.

В долине Чулышмана как нам показалось, алтайцы еще не успели привыкнуть к туристам, у нас были небольшие инциденты с местным населением, не дающим спать ночью с очень назойливыми предложениями непременно что-нибудь купить у них.

Ручей в долине Чулышмана

Еще замечание по поводу дороги: недалеко от села Балыкча приходится преодолевать ручей изображенный на фотографии, высота воды сантиметров 30-40 — не много, но и не мало — уверившись в всепролазности Шеви-Нива я разогнался и не учел расположение входного патрубка воздушного фильтра. Дело закончилось попаданием воды в двигатель, к счастью двигатель выжил 🙂 Но нам пришлось сушить весь воздушный тракт от воздушного фильтра до инжекторного блока.

Телецкое озеро, мыс Кырсай

Далее дорога идет через село Балыкча к Телецкому озеру. Юг Телецкого озера, к сожалению, не порадовал нас хорошей погодой. Как нам сказали встреченные туристы — такая погода (моросящий дождик) стояла уже не меньше недели. Подъезд к озеру практически один. У озера находится база отдыха, на которую можно попасть и с северной части озера. На удивление встретили большое число отдыхающих на озере алтайцев. Встать вольным туристам там негде, т.к. место низинное, нет хороших сухих стоянок, поэтому побродив по холодному озеру на мыс Кырсай отправилилсь в обратный путь.

Дорога вдоль Башкауса от его устья.

Дороги вдоль Башкауса от Чулышмана нет!Через эти горы по мнению создателей атласа автодорог России проходит дорога

От Чулышмана, найдя место впадения в него Башкауса (недалеко от Балыкчи) мы исследовали «дорогу Усть-Улаган — Балыкча вдоль Башкауса» (как она нарисована в атласе по левой стороне реки) и убедились, что ее нет (скальное сужение через 4 км. на Башкаусе). Скалы в этом месте спускаются прямо в воду и в горы уходит только узкая тропинка. От Усть-Улагана вниз по течению Башкауса есть только небольшой отрезок дороги.

В долине Башкауса

Зато сама долина в устье Башкауса — замечательное место. Хвойный лес, невысокая трава создают ощущение уюта.

Дорога «Артыбаш — Балыкча».

Или еще хуже «Артыбаш — слияние Башкауса и Чулышмана» (как она нарисована в «Атласе автодорог России») — такой дороги тоже не существует, построено только 50 км. дороги от Артыбаша на юг Телецкого озера, далее можно немного проехать, потом идет разбитая дорога, которая по не проверенным нами сведениям выходит к Балыкче (но никак не на Башкаус! — см. выше), ну нет дороги вдоль Башкауса вверх по течению от места его слияния с Чулышманом (!) как бы не хотелось этого создателям атласа.

Проверить выход дороги к Балыкче от Артыбаша к сожалению не смогли, т.к. были на одной не подготовленной машине и ехать дальше было опасно. Необходимо как минимум 2 машины и наличие лебедки. К сожалению, из Балыкчи выезд на эту «дорогу» нам найти так же не удалось.

Дорога Усть-Улаган — Язула.

И когда когда мы уже совсем разуверились во всех создателях атласов, они преподнесли нам сюрприз: дорога Усть-Улаган — Язула существует, тут атлас не врет, только поворачивает она к Язуле от Башкауса не от Саратана, как нарисовано в атласе, а сначала 40 км. от Саратана идет вверх по течению Башкауса по его правой орографически стороне и только потом сворачивает Язулу. На месте развилки стоит указатель.

Дорога Усть-Улаган — Кош-Агач вдоль Башкауса.

Дорога от Усть-Улагана вверх по течению Башкауса и потом до Кош-Агача существует, но условно. Условно, т.к. сомнительна её проходимость для не подготовленной техники и наличие целого моста через Башкаус. Т.е. эта дорога как раз соответствует заявленной в атласе 4-й категории.

БашкаусДорога вдоль Башкауса, вид на Усть-Улаган

Проверяли мы её с 2-х сторон — вдоль Башкауса удалось пройти приблизительно 50 км. (после сворота на Язулу 6 км.). Но дальше продвинуться не удалось — вдоль Башкауса встречается много мест, где стекающие с гор ручьи делают почву весьма заболоченной. В одном таком месте мы сели на кузов и только оказавшиеся случайно в тех местах джиперы на Nissan Patrol и TLC смогли нас выдернуть. Причем после по этого по очереди тоже посидели в этом болоте. Поэтому проехав еще 3 км. до очередного болотистого места мы вынуждены были повернуть обратно.

После этих приключений вернувшись на Чуйскую трассу мы отправились исследовать дорогу на Башкаус со стороны Кош-Агача.

На этом листе M45-XVII красный трек отмечает попытки проехать вдоль Башкауса от Саратана и от Кош-Агача.

Примечание про полезность спрашивать дорогу у местных жителей: все по разному понимают, что значит «дальше дороги нет», для кого-то это просто означает что кончился асфальт, и алтайцы часто сбивают с толку говоря «дальше дороги нет», эта фраза у них может означать все что угодно: от «дальше можно проехать только на Урале или ГАЗ-66 » до «там делать нечего» (нет ничего интересного для Нас по Их мнению).

Дорога Кош-Агач — Усть-Алаган вдоль Башкауса (прорыв с другой стороны).

Более подробно про дорогу от Кош-агача: правильнее будет сказать, что их несколько. Дорогу из самого Кош-Агача мы искать не стали а проехали еще 4 км. за него (не доезжая 1 — 2 км. до Теленгин-Сортогой) и потом свернули в поле к горам. Начало дороги к Башкаусу от Теленгин-СортогойДорога к Башкаусу по руслу р. Табожок Долина реки ТабожокНа пути к Башкаусу Шевроле Нива на высоте 2788Высота 2788

Но при спуске с высоты 2788 наткнулись на заболоченные места, объехать которые не удалось. По карте заболоченные места начинаются на высоте 2788 и продолжаются еще 8-10 км вдоль р. Кокоря. Судя по коллеям ничего кроме «Урала» там не проезжало (потом мы узнали на Башкаусе, это было верной догадкой — за сутки до нас он забрасывал туда водников).

Очень интересно поискать другие выходы на Башкаус от КошАгача, или Теленгит-Сортогой, возможно не через Кокоря, но мы были на одной машине, без лебедки и на шоссейной резине, а без подготовки машины тут делать нечего…

Поэтому другие варианты заброски в верховья Башкауса из Теленгит-Сортогой пришлось отложить на будущее. Местный житель рассказал нам, что год назад байкеры на эндуриках пытались пройти вдоль Башкаса с истоков (чем закончилась попытка — неизвестно).

Акташ — Кош-Агач.

Дорога между Кош-Агачем и АкташемВ Чуйской степи встречаются такие озера, но в основном они соленые Вид на Южно-Чуйский хребет из Курайской степи Верблюды возле Каш-Агача

Кош-Агач — Джазатор.

Ну а потом мы сгоняли на Джазатор, он же Беляши. Не забудте взять пропуск в пограничную зону в Акташе, иначе придется далеко за ним возвращаться.

Чуйская степь - 30 км. абсолютно прямой дороги

Чуйская степь окруженная горами впечатляет масштабами и своими и окружающих его гор. Далее вы подъезжаете к Южно-Чуйскому хребту, который сразу даёт знать о себе климатом — непрерывно дующий холодный ветер и местные жители в фуфайках летом. Перед развилкой Джазатор — пер. Тёплый ключ у нас полопались пакетики с чипсами — не выдержали внутреннего давления. Попытка сварить картошку тоже не увенчалась успехом — вода кипела, но температура ее явно была мала. На этом мы закончили наше путешествие.

Про Шевроле-Ниву.

Наибольшая высота на которой были (на машине) — 2760 метров.

Итоговый пробег 3000 км., не менее половины из них по дорогам без покрытия, расход бензина 9,5 л. на 100 км.

Неисправности: сгорел предохранитель на прикуриватель, стандартный расчитан явно на заниженный ток (если допустить максимально разрешенную мощность потребителя 150 Вт.). Как оказалось потом он перегорает все время по непонятным причинам, даже если не пользоваться прикуривателем. Казалось бы мелочь, но на нём же кстати висит и звуковой сигнал!

Через неделю пребывания в высокогорье сгорел один из вентиляторов охлаждения радиатора, при этом одновременно с ним сгорел предохранитель (он стоит не в основном щитке предохранителей под рулем а под ногами пассажира) поэтому второй вентилятор тоже не работал и вдобавок вентилятор переклинило (возможно, порядок был обратный — заклинило вентилятор — сгорел двигатель и предохранитель). Говорят можно заранее обезопасить себя от заклинивания, если удалить на вентиляторах внешний вращающийся вместе с лопатками ободок. В купленной книге по Шеви-Ниве не оказалось схемы охлаждения, найти второй блок предохранителей у нас не получилось, поэтому назад пришлось ехать вообще без вентиляторов не снижая скорость ниже 60 км./час. (1000 км. до Новосибирска). Заезд на перевал Чике-Таман (по новой трассе) в таких условиях принес нам несколько очень веселых минут.

Ну и конечно фирменная фишка Шеви-Нива — напрочь заклинившие двери. У нас на 7-й день намертво заклинило заднюю дверь, остальные с трудом открывались и то только потому, что перед поездкой их «тщательно настраивали» на СТО (переваривали тяги замков). На Алтае мы встретили Шеви-Ниву из Екатеринбурга, у них просто была заклинившая правая дверь с начала поездки.

Козление на дороге из-за короткой базы дает о себе знать — очень опасно попадать на кочки типа «редкая стиральная доска» — в определенных условиях машина попадает в резонанс и грозит зацепить передним бампером за камни.

Но безусловно со старой Нивой по комфорту её сравнивать нельзя. Отличное рулевое управление с ГУР дает возможность чувствовать себя уверенно на максимальной скорости (140 км./час. по GPS — больше разогнать машину на ровной дороге невозможно). Также машина радует отличной управляемостью на плохих дорогах. Геометрическая проходимость позволяет форсировать овражки, пред которыми пасуют Patrol и TLC.

Позднейшее примечание: машина хорошая и все будет хорошо до того момента, как у вас рассыплется коробка (а это обязательно случится) или до того, как на очередном обслуживании на СТО вам что-нибудь не испортят.

Примечание 2005-го года: как и предсказывали, зимой коробка рассыпалась! На Новосибирском СТО она была заменена по гарантии, но плохо прикручена, из-за чего зимой сложилась аварийная ситуация на дороге Новосибирск — Ханты-Мансийск.

Примечание 2008-го года: на 100000 км. пришлось заменить и раздатку, коробка пережила капитальный ремонт.

Машина обслуживалась на фирменных СТО г. Новосибирск и г. Сургут. «Гарантийное обслуживание» вызывают глубокую тоску и скорбь.

Дополнительные картинки

Навигационная системаСтоянка на р. Башкаус Мост через Чулышман

You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить ответ

*

Страница 1 из 1112345...10...Последняя »